Реалии нашей действительности показывают, что несмотря на законодательные и иные меры, принимаемые государством, вопросы сохранения и эффективного использования лесного фонда по-прежнему остаются актуальными. При этом лесные и степные пожары, число которых за последние годы только увеличивается, наносят колоссальный урон зеленой экосистеме страны.
Лесхозы просят внимания!
Общественные отношения в области охраны и использования биоразнообразия в Казахстане основываются на нормах Конституции и регулируются Гражданским, Лесным, Водным, Земельным, Экологическим, Уголовным кодексами, Законом РК «Об особо охраняемых природных территориях» и другими правовыми нормами. Их обилие, к сожалению, не служит панацеей от лесных и степных пожаров и пока еще мало способствует формированию в обществе современной экологической культуры и «зеленого» мировоззрения.
По мнению экспертов, несмотря на успехи, достигнутые в вопросах сохранения и эффективного использования биоразнообразия в Казахстане, влияние техногенных факторов на ухудшение экологии естественных природных ландшафтов продолжается с неизменным постоянством. Сегодня к числу опасных проявлений экологического кризиса относятся такие факторы, как техногенное опустынивание, деградация почв и генетического фонда живой природы, истощение и загрязнение водных источников и что не менее важно – сокращение площади лесных массивов.
Территорий, занятых лесами в Казахстане, не столь много, чтобы не волноваться по поводу того, что где-то в пламени пожаров гибнут хвойные насаждения, вырубаются под корень целые массивы саксаульника или в заболоченной от талых вод среде пропадают березовые колки.
По данным Министерства сельского хозяйства РК, в 2017 году на площадках государственного лесного фонда (ГЛФ) и особо охраняемых природных территориях республики произошло 563 лесных пожара на площади 13 368 га, в том числе лесопокрытая зона составила 6 179 га, где на 80% произрастал молодняк и лесные культуры средних возрастов. Ущерб от огня составил 215,5 млн тенге.
Вопросы лесоохраны, пожарной и другой безопасности лесных угодий всегда находятся на особом контроле Кабмина. Вот и на недавнем заседании Правительства Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев озаботился тенденцией роста лесных и степных пожаров в стране. При этом из доклада министра внутренних дел Калмуханбета Касымова выяснилось, что подведомственные регионам лесхозы по-прежнему страдают хроническим недостатком спецтехники и оборудования, дефицитом кадров, износом материальной базы, отсутствием добровольных противопожарных структур и многими другими неурядицами, причина которых – недостаток средств, необходимых для нормального развития и реализации своих задач. К слову сказать, эти вопросы актуализируются не впервые, в то время как пожары, наводнения и другие стихийные бедствия продолжают из года в год добавлять масла в огонь негативных экологических тенденций в регионах.
Это подтверждают и наши региональные собкоры. Так, по информации из ВКО, сегодня у лесов Восточного Казахстана – два полюса подведомственности. При этом заповедники, заказники, резерваты, национальный природный парк, то есть все особо охраняемые природные территории, подчиняются непосредственно Комитету лесного хозяйства и животного мира Министерства сельского хозяйства. А лесхозы, у которых нет особого статуса, находятся в ведении местной исполнительной власти.
Это важно знать, поскольку разница в финансировании этих двух групп лесоучреждений такая же, как между небом и землей. Если в РГУ «Семей орманы» укомплектованность техникой и оборудованием составляет 100%, то лесхозы областного подчинения оснащены лишь на 40%, в лучшем случае – на 60%. К тому же у работников особо охраняемых природных территорий выше зарплата, и у них нет особых проблем с обмундированием, транспортом, ГСМ.
В акиматовских лесхозах, как в усадьбе Плюшкина, – удручающая ситуация с кадрами. Мизерные оклады явно не способствуют тому, чтобы работа в этой сфере приносила людям с высшим и среднетехническим образованием не только моральные, но и материальные стимулы.
В Зыряновском государственном лесном учреждении не хватает денег не только на целевые мероприятия, но и элементарно на бензин для транспорта. Даже гвозди и рубероид при необходимости купить не на что. И это притом, что территория Зыряновского района сплошь покрыта уникальными хвойными лесами, красоту и ценность которых явно не измерить никакими ведомственными мерками.
Понятно, что лес, он и в Африке – лес, но в условиях Казахстана, где никому не надо доказывать значение зеленых оазисов природы для здоровья людей, лесная отрасль давно «просит не огня», а должного внимания к ее системным проблемам и перспективам развития.
«Забытая» отрасль
Лесным угодьям, как и всякому живому миру на планете, свойственны этапы буйного расцвета и угасания. Деревья казахстанских полесий, к сожалению, не могут зеленеть вечно. Они стареют, и это обстоятельство предопределяет специфику отрасли, призванной постоянно заниматься обновлением фондов на научно-хозяйственной и системной основе.
Лес не должен перестаивать дольше положенного срока, поскольку в этом случае древесина утратит свои продуктивные свойства и станет непригодной для промышленной обработки. Поэтому старые лесные массивы должны периодически вырубаться, чтобы на их месте поднимались в рост молодые деревья.
На таком системном подходе к использованию лесных запасов страны в прошлые времена держалась экономическая основа отрасли. Ведь речь идет не о бессистемной и варварской вырубке, как это происходит там, где нет хозяйского подхода к делу, а о разумном использовании лесных массивов и практике, выработанной за многие десятилетия.
По идее, вырубка должна приносить выгоду. Но почему же отрасль бедствует?
По словам депутата Сената Парламента Сергея Плотникова, сегодня работники данной сферы попросту выживают. Их заработная плата не превышает 40 тыс. тенге. Естественно, это провоцирует текучку кадров. Во многих лесхозах не хватает государственных инспекторов, инженеров лесного хозяйства, помощников лесничих и даже простых рабочих.
Риддерский аграрно-технический колледж готовит лесоводов среднего звена. Но для привлечения их на работу в резерват и другие лесохозяйства, безусловно, нужны условия, позволяющие молодым специалистам закрепляться на местах.
– Работая в регионе, мне не раз доводилось беседовать на эту тему со старейшими работниками былых леспромхозов, для которых лес – все равно что для вольного кочевника степь. И во всех откровенных мнениях людей чувствовалась некая досада по поводу того, что лесные массивы превращаются в буреломы валежника, в то время как люди, не зная, чем занять руки, покидают родные места и перебираются в города, – замечает сенатор.
По его мнению, если будет налажено финансирование отрасли на основе долгосрочной программы развития, то в перспективе лесная сфера Казахстана сможет стать существенным источником пополнения как регионального, так и государственного бюджета. В десятках населенных пунктов можно было бы создать компактные производства по глубокой переработке древесины, выпускать товары народного потребления, в том числе обеспечивать лесоматериалом мебельные и другие предприятия.
Из древесных опилок можно изготавливать строительные плиты типа «ОСБИ» по новейшим зарубежным технологиям и выходить с ними на рынок. Это реальные возможности для экономики региона, в том числе в плане обеспечения определенной части сельского населения Восточного Казахстана постоянной работой.
Между тем государство направляет немалые финансовые средства для развития сельских глубинок, в том числе через различные программы. С их помощью ежегодно создаются сотни дополнительных рабочих мест. Однако в большинстве случаев это временные и сезонные виды работ, которые не решают в полной мере проблему занятости сельского населения, в частности – молодежи.
В настоящее время демографическая ситуация во многих районах той же Восточно-Казахстанской области сложилась достаточно острая, продолжается тенденция сокращения количества учащихся в сельских школах. Поэтому решать эти проблемы можно лишь путем создания дополнительных рабочих мест в сельских округах, развития производственной, социальной и другой инфраструктуры. И здесь поле деятельности для бизнеса, несомненно, огромное. Это и переработка сельхозпродукции, и туризм, и малая гидроэнергетика, и санаторно-курортные здравницы, и открытие предприятий по расфасовке кумыса, меда…
Богатая флора является фундаментом для развития фармацевтики и фитолечения. Есть и другие направления, куда можно с успехом вложить капиталы.
Как считают эксперты, отсутствие долгосрочной программы сохранения и рационального использования лесных ресурсов страны является причиной неэффективной деятельности госорганов по решению острых вопросов лесной отрасли. В сфере лесопользования и лесоустройства проблем немало, но важно выделить то, что в целом по республике процент освоения утвержденных лесосек по лиственному хозяйству очень низкий и составляет в среднем всего 20–25%.
Причина – отсутствие производственных баз по переработке древесины, а также невыполнение договорных обязательств по воспроизводству лесов и противопожарных мероприятий. В свою очередь это обстоятельство порождает другие проблемы. Как отмечают в Минсельхозе, недостаточное финансирование не позволяет проводить планомерно лесоустройство в учреждениях страны и является причиной того, что проектирование в данной отрасли существенно отстает от нормативных сроков.
Тенденция склонна к росту
Согласно данным Министерства сельского хозяйства, на сегодня общая площадь государственного лесного фонда страны составляет 29,8 млн га. Из них в ведении МСХ находится порядка 6,8 млн га, что не превышает 22,9% от общей площади лесного фонда страны.
Значительную долю лесных угодий имеют в своем ведении регионы – 22,7 млн га, или 76% от общей площади ГЛФ. Основная часть лесного фонда страны сосредоточена на ее востоке и севере, а также в зеленых массивах южных и юго-восточных горных районов.
На сегодня в Казахстане существуют два особо охраняемых государственных резервата – «Ертіс орманы» и «Семей орманы». Кроме того, под особой защитой находятся леса, заповедники, национальные природные парки, дендрарии, ботанические сады.
В стране функционируют 6 специально созданных ботанических садов, 16 ботанических заказников и природных реликтовых памятников.
По мнению ученых, за последнее десятилетие лесной фонд сократился на 10%. В частности, площадь алтайских лесов, расположенных на востоке страны, уменьшилась на 13%, яблоневых садов в предгорьях Заилийского Алатау – на 24%. Крайне неудовлетворительным остается состояние естественных угодий на площади 188,9 млн га, из них деградировано порядка 26,6 млн га. Это говорит о том, что пустыня все быстрее наступает на горло песне зеленого фонда страны.
В настоящее время в республике набирает силу и такая тенденция, как строительство объектов в лесных и горных массивах, на побережьях озер и в других экосистемах, что, безусловно, ведет к сужению и без того ограниченной территории обитания дикой фауны. Урбанизация усиливает загрязненность воздуха и воды, а уничтожение растительности на стройплощадках ведет к эрозии почвы. Размыв грунта, в свою очередь, увеличивает заиливание рек, озер и других водных объектов.
По мере сокращения площади земель с природными экосистемами уменьшается их естественная способность задерживать загрязнители, очищать воду, поддерживать биологический круговорот веществ и энергии в природе. Таким образом, по мере ускорения урбанизации разнообразие видов и экосистем в нашей стране резко идет на убыль.
Земли Костанайской,
Северо-Казахстанской и Павлодарской областей славятся не только золотыми нивами, но и уникальными лесными угодьями, которые также подвержены пожарам. По данным статистики, в прошлом году в СКО произошло 5 лесных и 2 степных пожара, а также 24 случая степных локальных возгораний, тогда как в текущем году уже отмечено 8 лесных пожаров и 63 степных загорания сухой травы. Установить причины возгорания и выявить виновников задним числом сложно, поскольку во многих случаях это делают люди, а не стихия.
Согласно данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования акимата Северо-Казахстанской области, общая площадь земель государственного лесного фонда здесь составляет 550 тыс. га. На сегодня лесопокрытая зона по области увеличилась на 1,1 тыс. га и составила 434,8 тыс. га, что является положительной динамикой. Однако эти усилия, судя по всему, сводятся к минимуму из-за пожаров.
Так, в текущем году в результате пяти из восьми зарегистрированных лесных пожаров на общей площади 32,1 га (лесопокрытая – 20,9 га) сумма ущерба составила 1 432,6 тыс. тенге. При этом на территории Жамбылского района, где растут березовые рощи, воспетые классиками литературы, пожаром были охвачены участки леса на площади 15 га, в том числе лесопокрытой территории – 11,3 га.
В Северо-Казахстанской области хозяйственной деятельностью по использованию определенных участков лесного фонда занимаются 19 лесопользователей на площади порядка 199,2 тыс. га. При этом они так же, как и лесные хозяйства других регионов страны, нуждаются в системном подходе к вопросам их развития, укрепления материальной базы и вооружения новыми технологиями.
Источник: kazpravda.kz