Министерством энергетики РК в настоящее время проводится работа по разработке нового экологического кодекса. Ассоциация экологических организаций Казахстана принимает непосредственное и активное участие в рабочих группах, отражая позиции экологической общественности страны. О текущем состоянии и перспективах реформирования экологического законодательства страны, рассказала председатель Правления ОЮЛ «Ассоциация экологических организаций Казахстана» Айгуль Соловьева в интервью ИА Strategy2050.kz.
— Айгуль Сагадибековна, экологическому кодексу нашей страны уже 12 лет, за эти годы он 67 раз подвергался изменениям и дополнениям, то есть в среднем более 5-ти раз в год. На какой стадии сейчас находится этот документ?
— Действительно, количество изменений, которые вносятся в кодекс, растет, но здесь надо учитывать и то, что и мир меняется стремительно. Сейчас мы находимся на середине процесса, потому что прорабатываются все важные аспекты. Как вы помните, в течение 2018 года была разработана и утверждена Концепция нового экологического кодекса, в которую вошла основная часть рекомендаций Ассоциации. На заседаниях в созданной при министерстве рабочей группы проходит активное обсуждение различных подходов и принципов, которые требуют дальнейшего совершенствования и консенсуса. Заинтересованные стороны формулируют и подают свои конкретные предложения в письменном виде, включая и Ассоциацию, с особым акцентом на общественный контроль и мониторинг. Большое внимание уделяется доступу граждан к информации, участию и усилению влияния неправительственного сектора в процесс принятия решений на стадии проектирования и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Мы уже около 7 месяцев плотно работаем над кодексом, каждую неделю два раза встречаемся для того, что обсудить основные вопросы. Цель наших мероприятий – создание диалога между государственными и уполномоченными органами, представителями бизнеса и общественностью. Вы знаете, он состоит из 12-ти глав, там очень много различных позиций, которые высказывают бизнес, госорганы и общественность. И для того, чтобы каждый вопрос проработать, нужны встречи всех за одним столом, чтобы выработать основные подходы, концепции, принципы и т.д. Дальше уже пойдет более детальная работа и проработка. Кодекс еще не сформирован, чтобы конкретно вносить поправки. В основном сейчас идут дискуссии и дебаты о том, каким образом мы будем его формулировать. Если разберемся с понятиями, уже можно будет двигаться более конкретно, в более детализированном виде по каждой главе и по каждой статье.
— Вы утверждаете, что Экологический кодекс РК сегодня активно прорабатывается и скорее всего уже будет принят окончательный вариант. Но напрашивается вопрос, почему за 12 лет он не был правильно сформулирован, получается он оказался очередным недоработанным нормативно-правовым актом, который лишь создал «дымовую завесу», прикрывающую правовой хаос? Значит его изменения были неэффективными? Почему только сейчас за него взялись сообща?
— Нельзя сказать, что он на то время был неправильно и неэффективно принят. В принципе он свою роль сыграл. Мы из него все не выплескиваем, где-то основные концептуальные подходы там остаются, потому что даже в 2007 году он был достаточно неплохо написан. Единственное, все то время как идет процесс, меняются какие-то экономические, экологические аспекты, каждый лоббирует свои интересы, поэтому и было внесено 67 поправок. Вот новый кодекс будет более рамочный, более концептуальный, конкретный.
— В таком случае напрашивается вопрос, когда его все-таки доработают и утвердят?
— По плану — к сентябрю месяца текущего года он должен быть вынесен на обсуждение в Мажилис Парламента. К сентябрю мы уже все основные нормы пропишем. Потом пойдет согласование в Правительстве, там тоже будут вносится предложения. Я думаю, он выйдет может быть к концу 2020 года, а может быть и летом, если процесс не затянется
— Расскажите, какие конкретно изменения внесутся в Экологический кодекс, ведь многие не понимают, что там меняется и как его это коснется, к примеру, о запрете использования полиэтиленовых пакетов узнали все и, несомненно, были этому рады. А что еще ожидается?
— Вы знаете, что пункт, касающийся запрета использования полиэтиленовых пакетов и пластика, это не самый важный вопрос. Главное то, что в документе будут прописаны концептуальные подходы, как этот вопрос должен решаться. Потому что есть промышленные отходы, есть иные выбросы, это все то, что загрязняет воздух, почву, воду, и это все будет прописано в кодексе. Он будет масштабнее действовать, будет пересматриваться работа крупных заводов, предприятий, которые являются основными загрязнителями. Еще есть малый бизнес, сегодня обсуждают тему шашлычных, не обязательно их закрывать, им просто надо прописать запретительные меры для того, чтобы снизились выбросы в атмосферу и все.
— Работая над совершенствованием Экологический кодекс РК, учитывается ли зарубежный опыт?
— Конечно, мы учитываем опыт других стран и привлекаем международных экспертов, но они лишь нам помогают рекомендациями в некоторых вопросах, а также в том, как адаптировать к нашим условиям, а в целом документ готовится казахстанскими юристами и всей нашей общественностью.
— На Ваш взгляд, каковы перспективы Экологического кодекса в новой редакции?
— Я думаю новый Экологический кодекс – это, в первую очередь, внятное управление процессом. Некоторые спрашивают будет ли либерализация, ужесточение. Я просто хочу сказать, что будет упорядочение. Четко нам будет понятно, что такое налог, что такое штраф, что такое ущерб и компенсация. Вот когда мы определимся с этими понятиями, то дальше уже будет все ясно. Четкие правила и принципы позволят развивать эту тему, для того, чтобы людям просто было чем дышать. На самом деле этот кодекс — забота о нашем здоровье.
— Спасибо за интервью!