Новый Экологический кодекс должен стать стимулом для кардинального улучшения экологической ситуации и обеспечить население благоприятной средой обитания, заявил министр экологии, геологии и водных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев, представляя проект кодекса в Мажилисе Парламента РК. Какие принципы заложены в новом Экологическом кодексе и какие предложения внесли депутаты.
Загрязнитель платит
Министр сообщил, что в кодекс включено понятие «загрязнитель платит», которое подразумевает меры по предотвращению загрязнения и контролю и ответственность за восстановление причиненного ущерба окружающей среде.
«Государство должно создать такие условия, при которых природопользователи должны принять все меры по недопущению негативного воздействия на окружающую среду чем платить экологические штрафы. Кроме того, в случае возникновения экологического ущерба природопользователь обязан восстановить окружающую среду до первоначального состояния», — пояснил спикер.
Он отметил, что предусмотрен переход на комплексные экологические разрешения для объектов первой категории с условием внедрения наилучших доступных технологий.
«С внедрением наилучших доступных технологий изменится текущая экологическая ситуация в стране. На первом этапе запланирован перевод на наилучшие доступные технологий 50 крупнейших предприятий из нефтегазовой, горно-металлургической, химической и электроэнергетической отраслей, на которых приходится 80% загрязнения», — сказал Магзум Мирзагалиев.
Кто будет проходить ОВОС
В проект кодекса также включено требование о прохождении оценки воздействия на окружающую среда (ОВОС) в отношении крупных предприятий «Первой категории». Перечень которых будет пересмотрен и внимание будет сконцентрировано на действительно экологически опасных объектах.
«При этом общественность участвует во всех стадиях ОВОСа (4 стадии — заявление о намерениях, сфера охвата ОВОС, отчет ОВОС, заключение о результатах ОВОС). Обязательной ОВОС будут подлежать объекты 1-ой категории, объекты 2-ой категории проходят через скрининг (процедура необходимости или отсутствия необходимости проведения ОВОС)», — проинформировал министр.
Он добавил, что в целях учета объектов 3 категории принимаются декларации (склады, мебельные цеха, бетонорастворные узлы и прочие объекты, деятельность которых носит локальный, незначительный характер загрязнения окружающей среды). А объекты 4 категории полностью освобождены от регулирования (автомойки, СТО, объекты общественного питания, объекты микробизнеса с котельными установками малой мощности для собственных нужд).
Как будут расходоваться экологические платежи?
Министр рассказал, как будут расходоваться экологические платежи. В настоящее время, как отметил глава ведомства, в действующем законодательстве отсутствует обязательность целевого расходования поступивших платежей за эмиссии на природоохранные мероприятия. И это привело к тому, что лишь порядка 45% поступающих средств местные исполнительные органы распределяют на охрану окружающей среды.
«В этой связи, в проекте закона предусмотрено, что местные исполнительные органы обязаны финансировать природоохранные мероприятия за счет поступающих экологических платежей в объеме 100%», — объяснил он.
Иерархия отходов
Магзум Мирзагалиев также сообщил, что проектом предусматривается иерархия отходов, направленная на поэтапное обращение с отходами.
«Это значит, что в первую очередь, необходимо минимизировать образование отходов. Образованные отходы нужно повторно использовать, перерабатывать, утилизировать. И лишь, в последнюю очередь, захоранивать на полигонах. Также, будет осуществляться информирование населения о рациональной системе сбора, утилизации и переработки ТБО и раздельного сбора отходов», — сказал спикер.
Он подчеркнул, что классификация отходов приведена в соответствии с Европейским каталогом отходов и будет содержать перечень как неопасных, так и опасных отходов.
«При этом, для того, чтобы системно решить вопрос незаконных свалок в новом Экологическом кодексе предусмотрен вопрос обязательного установления GPS — датчиков на мусоровывозящем транспорте», — подытожил министр экологии.
Что предложили изменить депутаты
Подводя итоги обсуждения законопроекта в первом чтении, спикер Мажилиса Нурлан Нигматулин отметил, что до второго чтения рабочей группе предстоит доработать ряд норм в соответствии с поднятыми в ходе обсуждения вопросами. А речь, прежде всего, шла о повышении стимулирования внедрения предприятиями наилучших доступных технологий (НДТ).
По мнению депутатов Мажилиса, предприятиям, которые начали активно внедрять НДТ, затратили на эти цели значительные средства, снизили негативное воздействие на окружающую среду на уровень не менее 70%, но за отведенные для этого процесса 10 лет все же не достигли установленных показателей, необходимо продлить этот срок еще на один год, а не выписывать всю сумму штрафов.
«Если предприятие разом выплатит огромный штраф, это обязательно скажется на его финансовом состоянии, а это повлечет сокращение рабочих мест и ухудшение социального положения работников, — считает Нурлан Нигматулин.
Кроме того, депутаты Мажилиса, выразив обеспокоенность тем, что в проекте нового Экологического кодекса предусматривается государственная экологическая экспертиза объектов I и II категорий, предлагают сохранить её проведение и для объектов III категории.
«Если посмотрим перечень объектов III категории, то там есть малые котельные в городах и сёлах, автозаправочные станции, предприятия по производству минеральных удобрений, по производству пластиков. Все они могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду. Понятно, что такие объекты нельзя оставлять без государственного экологического контроля. И, наверное, нужно оставить право местных исполнительных органов проводить государственную экологическую экспертизу таких объектов, — отметил Спикер Мажилиса, допустив, что в данном случае она может быть не такой глубокой как для объектов I и II категорий.
Отдельное внимание депутаты Мажилиса уделили формулировками отдельных норм проекта Экологического кодекса. В частности, согласно Приложению к проекту Экологического кодекса к объектам III категории отнесены «животноводческие хозяйства менее 100 голов», которые должны декларировать вредное воздействие на окружающую среду. Но данная формулировка подразумевает и 50, и 10, и 5 голов. При этом речь идет не только об индивидуальных предпринимателях, но и о любом жителе села, у которого есть или крупный рогатый скот, или мелкий скот, или домашние птицы.
«Конечно, надо понимать, что есть разница от вредного воздействия на окружающую среду от табуна или от одной курицы. Наверное, здесь нужен дифференцированный подход: крупный рогатый скот, лошади, птица, — сказал Спикер Мажилиса.
По мнению Нурлана Нигматулина, этот вопрос необходимо отработать Министерству экологии, геологии и природных ресурсов с Министерством сельского хозяйства и закрепить в совместном документе, где будут чётко прописаны цифры.
«Надо выбрать правильные, логичные критерии численности и только потом законодательно обязать людей декларировать имеющуюся живность. Должны быть чёткие критерии, чтобы не было неоднозначного толкования», — отметил Нигматулин.
Следует отметить, что в рамках сопутствующего законопроекта предусматривается внесение поправок в Предпринимательский, Уголовный, Лесной, Водный, Земельный кодексы, Законы о разрешениях и уведомлениях о гражданской защите, о государственном управлении развития АПК и сельских территорий, об обязательном экологическом страховании.
Напомним, проект кодекса предусматривает концептуально новые подходы в регулировании экологических отношений, которые разработаны с учетом опыта стран ОЭСР. Среди них — «загрязнитель платит и исправляет», совершенствование управления отходами производства и потребления, в том числе переработка отходов для получения тепло- и электроэнергии, широкое участие общественности на самых ранних стадиях оценки воздействия на окружающую среду проектируемых объектов и разрабатываемых госорганами планов и программ, затрагивающих
Источник: strategy2050.kz