Экс-парламентарий, председатель правления Ассоциации экологических организаций Казахстана Айгуль Соловьева считает, что жителям частного сектора Астаны нужно запретить использовать некачественный уголь, а кто будет нарушать данное требование – привлекать к административной ответственности, штрафовать, сообщает Zakon.kz.
По мнению общественного деятеля, жители столицы часто пользуются углем, непригодным для сжигания. «В нем много вредных веществ, люди болеют от этого, к тому же в городе появляется смог и мы сейчас обсуждаем вопрос о запрете использования в частном секторе некачественного угля, а нарушителей привлекать к ответственности, штрафовать. Отслеживать превышение допустимых выбросов будут датчики, которые установят в частном секторе», отметила Соловьева.
Дело хорошее, но тут возникает ряд вопросов. Первое – откуда человек знает, какой уголь ему привезли? Машина приехала, разгрузила, уехала и всё. А какой уголь – хороший или плохой — выясняется уже при растопке. Люди сами переживают, когда им попадается плохой уголь, и всю зиму с ним мучаются: то он не горит, не дает тепла, то воняет так, что в дом зайти невозможно и так далее. И получается, что эти люди будут наказаны дважды: получили некачественный уголь, да еще и штраф за это должны будут платить. Почему покупатель должен платить штраф за товар очень низкого качества?! Где логика? Логично, законно и справедливо будет, если штраф обяжут платить недобросовестного продавца, реализующего подобный товар.
За разъяснением Zakon.kz обратился к Айгуль Соловьевой.
— Айгуль Сагадибековна, вы полагаете, что в Астане горожане часто используют уголь, не предназначенный для сжигания. Почему тогда такой уголь продают населению?
— Во-первых, хочу сказать, что в Астане появляется смог и чтобы выяснить причины его возникновения, и снять вопросы с частным сектором, нужно посмотреть на качество угля, который они сжигают. Насчет штрафования еще не принято окончательного решения, этот вопрос сейчас только на стадии обсуждения, мы продумываем механизмы, но конкретные нормы пока еще не обозначены. И там не идет речь, что именно частный сектор нужно привлекать к ответственности, а вопрос идет о том, чтобы запретить ввозить в город некачественный уголь. Примерно такая проблема сейчас обсуждается.
Меры будут применяться в первую очередь к тем, кто будет продавать некачественный уголь, то есть к бизнесу. Но если кто-нибудь из жителей приобретет его в обход установленным правилам, в каких-то сомнительных местах, без соответствующих документов, то тут уже будет другой механизм реагирования. Сначала, возможно, будут предупреждение, беседа, а если человек и дальше будет загрязнять, то тогда уже будут приниматься конкретные меры.
— То есть населению некачественный уголь реализовываться не будет?
— Мы сначала будем проверять источники — оптовые рынки, где реализуется уголь, а потом пойдем дальше. Если установленные в частном секторе датчики будут показывать загрязнение, то будем работать с частным сектором, выявлять, где они приобрели этот уголь.
— Потребители сами не рады, когда к ним привозят некачественный уголь.
— Естественно. В таком случае у них расход угля идет в два-три раза больше, поэтому в первую очередь будет проверяться бизнес, деятельность недобросовестных организаций, реализующих некачественный уголь, а потом уже возьмемся за частный сектор, будем выяснять, где они купили, у кого и так далее.
— Ваша инициатива касается только астанчан?
— Пока да, только астанчан. Мы обсуждали в акимате причины возникновения смога в городе и для его снижения внесли свои предложения и провели ряд мероприятий. К примеру, установили зависимость между огромными выбросами в атмосферу вредных веществ и здоровьем населения: болезни увеличиваются на 30-40 процентов, особенно онкозаболевания.
— Вы хотите сказать, что с введением в действие ваших инициатив у астанчан будет возможность покупать только качественный уголь?
— Ну да, потому что он должен соответствовать стандартам. С другой стороны, люди тоже должны проявлять ответственность, интересоваться, есть ли сертификат у продавцов, какого качества продукция и так далее. А так, конечно, мы будем начинать с оптовиков. Это непростая работа и она будет идти в несколько этапов. Мы будем стараться поставить заслон продаже некачественного угля астанчанам, но, повторяю, на это нужно время, это сразу не получится, но меры мы предпринимаем, в том числе систему цифровизации, чтобы отслеживать, как идет распространение продукции. Впереди будет ряд встреч и переговоров с бизнесом по обсуждению этого вопроса.
Источник: zakon.kz