В связи с пандемией коронавируса внутренний туризм в Казахстане получил новый виток развития. Чарынский каньон – популярный туристкий объект, куда круглый год стекаются тысячи туристов со всего мира. Однако способы туризма оказались спорными. На прошлой неделе казахстанские блогеры выразили свою активную позицию против вертолетного шума на Чарынском каньоне. Насколько сильно возможно разрушение каньона в результате вертолетного шума, а также о планах развития эко туризма в Чарынском каньоне, читайте в материале корреспондента Strategy2050.kz
План развития
В Министерстве экологии, геологии и природных ресурсов представили концепцию развития государственного национального природного парка «Чарын» Алматинской области.
Презентуя концепцию туристического развития нацпарка, вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев отметил, что на территории Чарына для посетителей имеются четыре туристических маршрута.
«Основными достопримечательностями туристических маршрутов являются Чарынский каньон, Долина замков, могильники Кургана, Темирлик малый каньон. По итогам 2019 года данные маршруты посетили 20 640 человек. На специальный счет национального парка в результате оказания услуг туристам поступило 16 млн 700 тысяч тенге», — сказал Ерлан Нысанбаев в ходе обсуждения концепции национального парка с общественниками в ходе конференеции.
Вице-министр отметил, что экологический туризм национальных парков не получают соответствующее развитие из-за отсутствия элементарных условий для отдыха и необходимой инфраструктуры.
«Существующая инфраструктура туризма в национальном парке — паковочные стоянки, смотровые площадки, установленные беседки, скамейки, туалеты, указательные знаки, информационные стенды не отвечают современным требованиям и не покрывают потребности посетителей в их комфортном пребывании. Основными проблемами развития на территории данного парка являются: низкий интерес со стороны инвесторов в связи с долгим сроком окупаемости вложенных финансовых средств, отсутствие развитой инфраструктуры, отдаленность земельных участков от крупных населенных пунктов, отсутствие финансовых механизмов поддержки инвестиций в развитие экологического туризма», — заявил Нысанбаев.
Вместе с тем он сообщил, что министерством совместно с министерством культуры и спорта и АО «Kazakh Tourism» был изучен международный опыт США, Андорры, Европы.
«Так как территории национального парка США наиболее посещаемые, министерством была изучена законодательная база США по развитию экотуризма, подходы и механизмы, а также были определены основные принципы развития экотуризма. С учетом международного опыта были определены концептуальные подходы развития экологического туризма национального парка», — проинформировал вице-министр.
При этом, по его словам, основной упор делается на развитие туристических маршрутов, троп, также предполагается создание современных визит-центров, кемпингов, этноаулов и мест с применением легковозводимой конструкцией.
«Практически сегодня ни один посетитель не задумается, что существует экологические тропы и можно по ним проехать. Мы должны в первую очередь популяризировать основные вещи — маршруты туристические и тропы. Мы планируем поменять подход развития инфраструктуры национального парка», — заявил вице-министр.
Согласно информации ведомства, в Чарынском национальном парке предполагается развитие экотуризма за счет привлечения частных инвестиций путем размещения двух современных визит-центров, устройства четырех пеших туристических маршрутов, создания этноаулов, установления трех смотровых площадок, глэмпингов, кемпингов, караванинга, пунктов общественного питания и пунктов реализации сувенирных продукций.
«Для снижения рекреационной нагрузки на каньон все объекты будут расположены только за пределами каньонов. Человек, зайдя в визит-центр, получает информацию о территории, в частности по маршрутам. У нас определены пешие, велосипедные маршруты. На маршруте «Чарынский каньон» планируется обустройство трех смотровых площадок. Расстояние между ними будет километр. Обзор будет очень обширным. В ходе обсуждения мы исключили предложение по вертолетному маршруту. Потому что это, на самом деле, нанесет определенный вред для экосистемы каньонов. Перед спуском в каньон будут обустроены пункты прокатов велосипедов, туалеты, медпункт», — рассказал спикер.
По данным ведомства, ориентировочный бюджет развития нацпарка составляет 3,7 млрд тенге.В министерстве сообщили, что будет формироваться общественный совет по вопросам развития эко туризма на Чарынском каньоне, куда приглашают экоактивистов и экспертов.
Экспертное мнение
Айжан Скакова, кандидат географических наук, директор научно- исследовательского института проблем экологии КазНУ им. Аль-Фараби , представитель АЭОК считает, что в Казахстане нет эко туризма как такого.
«То есть в мире он есть, но в Казахстане его пока нет. Но начнем с того какой эффект наносит вертолетный шум на Чарынский каньон. Важно помнить о том, что Чарынский каньон — уникальный памятник природы, с ярко выраженными геологическими срезами, является частью Чарынского государственного национального парка и имеет статус природоохранного и научного учреждения республиканского значения. Каньон формировался миллионы лет, в результате долгого воздействия окружающей среды – водной и ветровой эрозии на отложения осадочных пород. Геологическое образование каньона состоит из осадочного песчаника. Плотность осадочных горных пород Чарынского каньона различна. Фрагментами есть сыпучие и хрупкие породы, например, близ Долины замков есть фрагменты пород, которые уже подверглись выветриванию. Разумеется, разрушение происходит и под воздействием естественных природных процессов, но антропогенная нагрузка человека вносит гораздо более значительный вклад и ускоряет процессы выдувания поверхностных слоев песчаника, даже если мы имеем дело с закрепленным песчаником, как на Чарыне, так как при постоянной физической, вибрационной нагрузке воздушных вихрей увеличивается риск разрушительного воздействия на уникальные осадочные породы. Сначала происходит выдувание и после на поверхности образуются трещины и процесс уже не остановить…», — рассказала Скакова в интервью корреспонденту Strategy2050.kz.
По ее словам, в Казахстане научные исследования по влиянию вертолетного, шумового воздействия на породы, флору и фауну Чарынского каньона не проводились.
«Недавние научные исследования по Чарынскому каньону казахстанскими учеными проводились в 2006 – 2008 годы и были посвящены оценке рекреационного потенциала природной среды, где описано современное экологическое состояние и особая значимость территории Чарынского каньона», — отметила эколог.
По ее мнению, частоту посещений должны регулировать правила, которые предусматривают переход на бесшумную авиационную технологию. Правила определяют коридоры полетов авиации различного назначения и поднимают потолок зоны, свободной от полетов, что обеспечивает один час тишины перед закатом и после восхода солнца каждый день.
«Есть такое понятие, как «естественная тишина» или «зона покоя» оно является столь же важным понятием, как понятие — захватывающие виды, геологические ландшафты, приключенческие тропы, дикая природа и другое. Это определение должно быть включено в правила, ограничивающие шумовое и иное воздействие на уникальные природные объекты», — подчеркнула Скакова.
Она добавила, что воздушные туры не должны нарушать уединение каньона. Дальнейшее развитие такой ситуации может превратить каньон из уникального национального парка в еще одну многолюдную туристическую площадку.
«Вертолетные прогулки должны быть ограничены, особенно, в узких коридорах между скал, так как это наносит серьезный урон уникальной морфоскульптурной форме рельефа. Кроме того, нельзя не учитывать, что бесконтрольное и неограниченные вертолетные туры по своему шумовому и физическому воздействию оказывают ущерб на флору и фауну этой местности», — сказала директор научно-исследовательского института.
Спикер также отметила, что научные исследования в мировой практике показали, как дикие животные в многочисленных национальных парках часто подвергаются облетам авиационного транспорта. Такая деятельность вызывает беспокойство у популяций диких животных. Выяснилось, что животные очень чувствительны к беспокойству от вертолетного воздействия, у них значительно снижается результативность по поиску питания на 40-50 % только лишь из-за шума вертолетов. Исследования рекомендует не подлетать на расстояния ближе, чем 500 метрам к месту обитания диких животных.
Эколог добавила, что вертолетная прогулка далеко не единственный способ увидеть красоту Чарынского каньона.
«Есть много различных вариантов посетить этот уникальный памятник природы, используя возможности экологических троп, пеших маршрутов, не нарушающих естественную целостность уникального ландшафта», — заключила Скакова.
Отметим, Чарынский каньон сегодня стал местом, куда круглый год стекаются тысячи туристов со всего мира. Чарынский каньон состоит из 5 различных каньонов — Долина замков является самой популярной частью Чарынского каньона. В лоне каньона также расположена знаменитая ясеневая роща, которая занимает пять гектаров территории. С 1964 года она была объявлена памятником природы. Здесь растёт согдийский ясень, устойчивый к климату и почве Чарынского каньона. Вторая подобная ясеневая роща имеется в Северной Америке. Флора и фауна Чарына разнообразна. Животный мир каньона насчитывает 30 видов животных, 100 видов птиц и более 1000 видов растений, 17 из которых внесены в Красную Книгу Казахстана. Здесь можно встретить степных орлов, беркута, джейранов, увидеть лис, зайцев, ящериц, тушканчиков и других животных. Чарынский государственный национальный парк был образован постановлением Правительства РК от 23 февраля 2004 года на площади 127 тысяч гектаров.
Источник: strategy2050.kz