На пороге XXI века человечество оказалось в условиях обострения экологического и общесистемного кризиса, для преодоления которого все большее значения приобретает всеобщее и непрерывное экологическое образование. В Казахстане, к сожалению, имеются очень серьёзные экологические проблемы. Многие граждане после себя оставляют сотни килограммов бытового мусора, не понимая какой вред они наносят природе, а все начинается с малых лет, во многих семьях экологическому воспитанию уделяется очень мало внимания. Поэтому экологическое образование является сегодня весьма актуальным. Подробнее о том, в чем важность эко образования детей, читайте в материале Strategy2050.kz.
Экологические проблемы Казахстана всем известны, это и качество атмосферного воздуха, загрязнение поверхностных вод и почв, низкий уровень переработки твердых бытовых отходов и так далее. Министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев отметил, что только за одну неделю на «горячую» линию министерства поступают сотни обращений по мусорнам свалкам по всей стране.
«Но не меньшую озабоченность у руководства страны, нашего министерства вызывает уровень экологической культуры населения. Последние события с избиением тюленей в Актау, загрязнением уникального озера Кобейтуз, жестокое обращение с домашними животными, в том числе самих детей, вызывает огорчение, а в некоторых случаях — просто шок. Поэтому повышение экологической культуры казахстанцев с малого возраста, экологическое образование сегодня как никогда актуальны. Мы должны учить детей ответственному, гуманному, бережному отношению к окружающей среде. Наше министерство готово оказать всяческую поддержку соответствующим инициативам, в том числе совместно с Министерством образования и науки проработать вопрос внедрения такого предмета в школах», — высказался глава Минэкологии РК в ходе онлайн конференции по обсуждению вопросов экологического образования.
Магзум Мирзагалиев подчеркнул, что экологическое образование детей не должно ограничиваться только соответствующим предметом в школе.
«Считаю, что это должна быть комплексная работа всего общества, всех заинтересованных госорганов, а также учителей, экспертов и, прежде всего, родителей, так как воспитание, как вы знаете, начинается с семьи», — отметил министр.
В свою очередь, министр образования и науки РК Асхат Аймагамбетов отметил, что сразу после поручения Главы Государства, в министерство образования стали поступать предложения от государственных органов, специалистов и экспертов.
«На сегодня мы видим, что общество единодушно во мнении о том, что экологическое образование и воспитание необходимо развивать и видно, что это должно быть со школьной скамьи, может быть даже раньше – с детского сада. Поэтому в настоящее время министерством создана рабочая группа и мы над этим вопросам работаем», — сказал Аймагамбетов.
Он отметил, что нет задачи реализовать программу 1-го сентября во что бы тон и стало. Вопрос в качестве.
«Это вопрос не только какого-то предмета. Нам необходимо учитывать содержание, методологические аспекты, дидактические вопросы, возрастные особенности, учитывать нужно ли интегрировать экологические аспекты в другие предметы и как это делать. То есть в содерожании других предметов должны быть экологические темы. Даже в математике», — пояснил глава МОН.
Он добавил, что по его мнению, экологическое воспитание должно стать частью целостной воспитательной работы.
Министр информации и общественного развития РК Аида Балаева добавила, что недавние события свидетельствуют о социальном диагнозе.
«Действительно от экологических проблем отвернуться сложно. Они всегда были и остаются в ряду наиболее чувствительных тем. И те вандальные факты, которые имели место – это социальный диагноз, который подлежит срочному духовному образовательному и правовому лечению. Именно такой вывод всех участников постоянно действующего стола при нашем министерством, очередное заседание которого было недавно посвящено теме экологического просвещения», — сказала Балаева.
Она напомнила, что недавно в министерстве прошло заседание, посвященное теме экологического образования, результатом которого стало создание перспективного алгоритма для министерства, которое включает реализацию сразу нескольких проектов в области экологии, усиление механизмов общественного контроля, а также активизация информационной работы по экологической тематике, где акцент будет сделан не просто на глубоко содержательные материалы, но и на направленное развитие отраслевой экологической журналистики.
Отметим, по данным МИОР, количество работающих НПО в данном направлении составляет 170 организаций, что равно 3,3% от общего числа.
В завершении обсуждения вопросов экологического образования, глава Минэкологии РК Магзум Мирзагалиев ещё раз подчеркнул важность формирования среди казахстанцев ответственного и рационального отношения к использованию энергии, воды и других природных ресурсов, прививать привычку раздельного сбора бытового мусора для его дальнейшей переработки.
«Также необходимо полноценное включение тем, связанных с охраной окружающей среды, в учебные планы образовательных организаций. Необходимо проведение широкой информационной кампании и образовательных программ для повышения осведомленности населения в вопросах использования ресурсов и экологических проблем. При этом обучение основам экологии должно быть живым, интересным, интерактивным, мы готовы организовать для детей в нацпарках экскурсии, специальный детский образовательный эко-лагерь. Все эти меры, думаю, позволят изменить в лучшую сторону модель поведения населения с точки зрения экологии», — подытожил Мирзагалиев.
Министр также предложил создать Координационный Совет по экологическому образованию, в состав которого войдут представители заинтересованных государственных органов (министерств экологии, образования и науки, информации и общественного развития), общественные деятели, образовательные учреждения, неправительственные и международные организации. На Совете будут обсуждаться актуальные вопросы экологического образования.
«Начало положено, и, надеюсь, в следующем году, после детального обсуждения, мы внедрим в школах «экологическое образование» как обязательный предмет для всех школьников при поддержке Министерства образования и науки. Уверен, что только общими усилиями мы можем добиться цели по воспитанию поколения, способного обеспечить устойчивое развитие общества», — заключил глава Минэкологии РК.
К слову, ранее сообщалось, что казахстанские общественники предложили объявить 2021 год — Годом экологии.
Напомним, Президент РК Касым-Жомарт Токаев, выступая 10 июля на расширенном заседании Правительства страны, поручил Министерству образования и науки совместно Министерством экологии, геологии и природных ресурсов ввести в школах предмет по экологическому образованию.
Источник: strategy2050.kz